совместный проект
на главную

Работа для сильных духом: кто строит Тихоокеанскую железную дорогу

Тихоокеанская железная дорога соединит Эльгинское угольное месторождение в Якутии и берег Охотского моря в Хабаровском крае. Более 600 км путей прокладывает компания «Эльга» через бескрайнюю тайгу, чтобы обеспечить стабильный поток своей продукции в страны АТР. После завершения строительства ТЖД общая протяженность железной дороги, принадлежащей компании, включая ж/д ветку Эльга — Улак, составит около 1300 км.
Но «стройка века», как уже окрестили ТЖД за ее масштабы, — это не только миллионы кубических метров земляного полотна, километры железнодорожного пути и сотни единиц строительной техники, а в первую очередь люди, которые каждый день управляют машинами, укладывают рельсы и шпалы, возводят мосты, укладывают трубы, приближая к завершению этот грандиозный проект. Рассказываем, кто работает на ТЖД и в каких условиях протекают их трудовые будни.

Не можешь найти? Создай и возглавь!

Когда руководство «Эльги» утвердило дорожную карту проекта, встала новая задача — найти людей и технику. Мониторинг строительных компаний результатов не дал: все оказались либо уже заняты по срокам на других проектах, либо просто не имели ресурсов для производства работ в таком объеме. Но эта, казалось бы, проблемная ситуация в итоге сыграла на руку всему проекту. В компании решили не сдвигать сроки и не пересматривать планы, а создать собственную команду инженеров, строителей и прочих специалистов.
Таким образом была создана дочерняя компания «Эльга-Строй» во главе с талантливым руководителем, имеющим большой опыт реализации инфраструктурных объектов.
Буквально за несколько месяцев компании удалось набрать первую тысячу сотрудников, закупить всю необходимую технику и приступить к работам. Однако чтобы проложить 600-километровую железную дорогу сквозь тайгу и вечную мерзлоту, нужны не просто рабочие руки и пара самосвалов. Проект такого масштаба и сложности требует настоящего инженерного гения, а также немало мужества и волевых качеств от всех его участников.

Железная выдержка
на железной дороге

Стройка проходит в самых сложных климатических условиях: здесь всего два месяца довольно прохладного лета и почти полгода лютой сибирской зимы с холодами до −60 ºC и промерзанием почвы на несколько метров вглубь. До цивилизации — сотни километров. Рабочая смена по 11 часов, вахта по полтора месяца, почти все время на открытом воздухе, в том числе на больших высотах. Вопреки непростым условиям, персонал на проект удалось набрать довольно быстро: сейчас на ТЖД трудится уже около 4 тыс. человек из разных уголков страны. В основном это жители Сибири, Дальнего Востока и южных регионов России. На стройке работают как сотрудники собственной компании «Эльга-Строй», так и четырех независимых подрядных организаций.
Как отмечают специалисты из отдела кадров компании «Эльга-Строй», главные критерии отбора на работу в ТЖД — это профессионализм и ответственность. В первую очередь кандидат должен иметь солидный практический опыт в своем деле, а также быть готовым к нестандартным ситуациям, понимать высокую цену ошибок. Кроме того, требуются отличная физическая подготовка и психологическая устойчивость. Но не менее важна и сильная мотивация: сотрудник должен быть вовлеченным и чувствовать свою причастность к масштабному, по сути историческому проекту. Собрать такую команду — большой труд, и у «Эльги» это получилось.
Иван Жгут, начальник участка искусственных сооружений: «Коллектив по большей части подбирается через отдел кадров, но есть и такая практика: кто-то позовет одного человека, тот придет и расскажет другому, потом уже этот работник посоветует третьему. Так собираются целые бригады, формируются звенья — просто за счет того, что люди знают друг друга и хотят работать вместе».
Текучка кадров на строительстве Тихоокеанской железной дороги минимальная — не больше 10%
Большинство профессий непосредственно на стройке — мужские, потому что для женщин этот труд физически слишком тяжел. Монтажники, машинисты экскаваторов, электрогазосварщики, бетонщики, механики, стропальщики, бульдозеристы и многие другие — мужские специальности. Женщины задействованы во вспомогательных процессах (офисная работа, бухгалтерия, обслуживание объектов социальной инфраструктуры).
Конечно, перед тем как принять людей в штат, с ними долго беседуют и подробно объясняют все нюансы и сложности работы в полевых условиях, дают рекомендации, что взять с собой минимум на полтора месяца — именно столько длится одна вахта. Как правило, все понимают, на что идут. Были случаи, когда люди переоценивали свои силы и, проработав одну вахту, на вторую уже не возвращались, но таких единицы.

«Олл инклюзив» посреди тайги

Чтобы обеспечить такую огромную стройку рабочей силой, на местах, по ходу строительства ТЖД, «разбивают» специально оборудованные мобильные городки — пикеты. Для работников созданы все условия: горячее водоснабжение, отопление, питание. В городках есть сушилки, стиральные машины и даже спутниковый интернет. Таким образом, проживание в, казалось бы, суровых полевых условиях становится максимально комфортным.
Более того, на каждом пикете есть сотрудник компании «ДальМед», которая оказывает необходимые медицинские услуги на объектах Эльгинского месторождения. Когда возникают небольшие проблемы со здоровьем, их решают на месте. Если случай более серьезный, везут в медицинский центр в вахтовый поселок или организовывают авиатранспортировку в больницу.
Создание мобильных городков для строителей ТЖД не было сложным для «Эльги». Опыт быстрого развертывания городков у компании уже имелся благодаря работе на Эльгинском месторождении. Поэтому все трудности, с которыми предстояло столкнуться, включая логистические, были известны, и пути их решения тоже.
На Эльгинском месторождении, развитие которого происходит вдали от населенных пунктов, создаются комфортные условия для жизни и работы. Организованы вахтовые поселки, предоставляются жилые вагончики и общежития. Компания обеспечивает полное содержание жилых и бытовых помещений в соответствии со всеми нормами (техническими, санитарными и проч.) Уборка, смена постельного белья, стирка, сушка одежды и обуви, хранение личных вещей и прочие бытовые удобства также включены в условия проживания. Для питания сотрудников организованы столовые с полноценным трехразовым питанием. Есть и передвижные мобильные столовые для удаленных пунктов работы.
Вахтовикам обеспечивают трансфер от места проживания до объекта и обратно, а также от самого объекта до места проведения работ.
Отработав полтора месяца вахты, сотрудник на такой же срок отправляется отдыхать, а затем возвращается на новую смену. В сумме за год получается всего шесть рабочих месяцев и целых полгода отпуска — звучит даже привлекательнее стандартного офисного графика. Но не стоит забывать и недооценивать, насколько тяжела эта работа и окружающие ее условия, даже несмотря на максимальный комфорт, который был создан компанией «Эльга» для всех сотрудников. Поэтому все, кто участвует в строительстве ТЖД, — это, без сомнения, крепкие духом и телом люди, профессионалы своего дела, герои, которые вносят свой ежедневный вклад в реализацию исторического проекта.
Узнать больше
Читайте также:
Угольный путь на восток: ЭЛСИ строит железную дорогу к Тихому океану
Читать статью
Тихоокеанская стройка века: как прокладывают железную дорогу в экстремальных климатических условиях
Читать статью