совместный проект
на главную

Угольный путь на восток: ЭЛСИ строит железную дорогу к Тихому океану

Тихоокеанская железная дорога (ТЖД) свяжет Эльгинское угольное месторождение и берег Охотского моря, где будет построен морской угольный терминал «Порт Эльга» в районе мыса Манорский. Длина ж/д ветки составит 531 км, а с учетом разъездов и станций — 626 км, и это рекорд среди частных железных дорог России. У компании уже есть собственная ж/д ветка Эльга — Улак, которая связывает Эльгинское месторождение с БАМом. После строительства ТЖД общая протяженность железной дороги, принадлежащей компании, составит около 1300 км.
Строительство ТЖД — проект одной из крупнейших угледобывающих компаний страны — ЭЛСИ, которая по объему добычи и транспортировки входит в топ-3 России. Сейчас компания поставляет уголь заказчикам по собственной ж/д ветке Эльга-Улак. В 2022 году ЭЛСИ завершила проект по модернизации этой важнейшей ж/д артерии, и ее пропускная способность выросла в 5 раз, до 30 млн т в год.
Эльгинский разрез — один из производственных активов ЭЛСИ. Это крупнейшее в России месторождение коксующегося угля, который отличается премиальным качеством: в нем низкое содержание фосфора и серы. Согласно классификации Кодекса JORC, запасы этого ценного сырья составляют более 2 млрд т.
Проект ТЖД начали реализовывать в 2022 году полностью за счет частных инвестиций. По масштабу его уже не раз сравнивали с легендарными стройками БАМа и Транссиба
Активы компании расположены в Республике Саха (Якутия), Хабаровском и Приморском краях, Новосибирской, Кемеровской и Амурской областях. Годовой объем добычи угля на предприятиях ЭЛСИ будет расти: в планах увеличить его с нынешних 45 до 100 млн т к 2025-му году. Чтобы на долгие годы обеспечить стабильный поток продукции в восточном направлении, в компании приняли решение строить новую железнодорожную ветку. Проект ТЖД начали реализовывать в 2022 году полностью за счет частных инвестиций. По масштабу его уже не раз сравнивали с легендарными стройками БАМа и Транссиба.

История

Строительство частных железных дорог не самая распространенная для России практика. Но если немного окунуться в историю ж/д, то началась она на рубеже XVIII и XIX веков именно с частных дорог. В России, как и на Западе, первые небольшие ж/д ветки для нужд бурно развивающейся тяжелой промышленности и крупных строек стали сооружать именно коммерческие компании.
Государственных проектов на тот момент были буквально единицы — власти с осторожностью относились к новому виду транспорта, считая его развитие нерентабельным для экономики державы. К 1881-му — последнему году правления Александра II — проложили около 22,5 тыс. км железных дорог, и более 90% из них было в частном владении. Но потом ситуация начала стремительно меняться, и уже к концу XIX века доля казенных путей увеличилась до 70%. Затем, после революции 1917 года, железнодорожную систему страны полностью национализировали, и частные ж/д ветки «новой волны» стали появляться только в начале 2000-х годов.
К 1881-му — последнему году правления Александра II — проложили около 22,5 тыс. км железных дорог, и более 90% из них было в частном владении
Сегодня такое соотношение оценить довольно сложно. Подавляющее большинство железнодорожной инфраструктуры в стране принадлежит госкорпорации РЖД. Есть и множество так называемых частно-государственных проектов, например Якутские и Ямальские железные дороги, которые были построены при участии частных компаний, но со значительной долей госинвестиций. Если же говорить о полностью частных железных дорогах, то они представлены в основном внутризаводскими линиями, которые возят грузы по территории крупных предприятий. Второй вариант — это небольшие ветки в несколько десятков километров, которые соединяют места добычи полезных ископаемых с магистралями РЖД. Тихоокеанская железная дорога ЭЛСИ тоже начинается от месторождения, но конечной ее точкой станет собственный морской угольный терминал, который также планируют построить. ТЖД протянется на 531 км, а если учитывать станционные и разъездные пути, то на 626 км. А это уже, для сравнения, как расстояние от Москвы до Санкт-Петербурга.

География

ТЖД пройдет по территории Республики Саха (Якутия), где находится Эльгинский угольный разрез, и Хабаровского края до мыса Манорский в Удской губе — заливе Охотского моря. Нетрудно представить, насколько эти края суровы и насколько сложным в техническом плане выходит проект строительства там железной дороги. К слову, укладка путей уже началась в 2022 году и ведется сразу с двух направлений, со стороны месторождения и побережья.
В первую очередь сложности связаны с местным климатом. В регионе короткое прохладное лето и долгая, по-настоящему лютая зима: с конца ноября по начало марта днем бывает до −55 ºC, а по ночам может доходить и до −65 ºC. Почва в таких условиях промерзает глубже 2,5 м.
Другая сложность заключается в отсутствии вокруг какой-либо инфраструктуры: ближайшие крупные населенные пункты находятся в нескольких сотнях километров от стройки. Доставлять в тайгу материалы, технику и рабочих — задача для настоящих виртуозов логистики. К примеру, на участок со стороны залива строителей доставляют вертолетами. Работают на объекте вахтовым методом, проживая в специально оборудованных мобильных городках. Там для работников созданы комфортные условия, есть отопление, горячее водоснабжение и централизованное питание, но все это тоже непросто привезти и организовать.
Доставлять в тайгу материалы, технику и рабочих — задача для настоящих виртуозов логистики
Сама Удская губа, где будет расположен порт, не самое уютное место в Тихом океане. Залив известен сильными приливными колебаниями и коротким сезоном навигации: он длится всего шесть месяцев в году. С декабря до самого начала лета прибрежные воды скованы льдами, а осенью часто бушуют шторма. Но в остальное время море довольно спокойное, и, конечно, при проектировании береговых коммуникаций особое внимание обещают уделить безопасности судоходства.
Если сложить вместе все вышеописанные факты, становится понятно, почему этот проект сравнивают с БАМом и называют «стройкой века». При строительстве ТЖД используются технологии и материалы, проверенные временем. К примеру, при возведении мостов будут использованы те же типовые конструкции пролетов, что и при строительстве БАМа.

Экономика

Стабильные поставки угля в направлении востока — одна из главных целей ЭЛСИ на сегодня, и ее достижение напрямую зависит от того, насколько быстро будет построена ТЖД. Поэтому, несмотря на все сложности, компания поставила себе короткие сроки на реализацию проекта: дорогу планируют ввести в эксплуатацию уже в 2026 году.
Инвестиции в проект оценивают в 146,6 млрд рублей, 100% из них — частные
Инвестиции в проект оценивают в 146,6 млрд рублей, 100% из них — частные. Строительство ТЖД принесет пользу не только компании, но и региону, а именно — дополнительные налоги и новые рабочие места.
Узнать больше
Читайте также:
Тихоокеанская стройка века: как прокладывают железную дорогу в экстремальных климатических условиях
Читать статью
Работа для сильных духом: кто строит Тихоокеанскую железную дорогу
Читать статью